подписаться

Чтоважнеедляуспеха:нормальнаястратегияилиэксперименты?

Это пятый из пяти сториков – о переменах в бизнесе на примере . Сфера деятельности компании — Доктор на работе.
Если в вашей организации тоже происходили изменения, заполните короткую форму в конце статьи. Мы будем рады рассказать о вашем опыте в этом Журнале.

Станислав Сажин Автор, Сооснователь компании

Телемедицинская платформа и социальная сеть для врачей «Доктор на работе» основана в 2009 году. Отличительные черты — самоуправление и полная финансовая прозрачность. За прошлый год компания заработала 174 млн рублей, увеличив свою прибыль на 65% по сравнению с 2016 годом.

В этой серии Станислав Сажин опровергает романтику бизнес-книг и рассказывает, почему статистика важнее гениальных стратегий.

Недавно я прочитал книгу «Думай медленно, решай быстро», Даниэль Канеман получил за нее Нобелевскую премию. Он пишет, что человеку свойственно везде искать причинно-следственные связи. Если мы увидим, что на кого-то упал кирпич, то сразу начнем искать причину того, почему это случилось. На самом деле, падение кирпича — не более чем статистическая вероятность.

Другой пример — история основателя Nike, она очень четко подходит под теорию Канемана. Сто человек создавали обувь, и по статистике хотя бы один из них должен был преуспеть. Это не означает, что все решения основателя Nike были верными. Просто кто-то точно придумал бы кроссовки, иначе быть не могло. Эта статистика, к сожалению, уничтожает романтику бизнес-книг, где рассказывается о гениальных людях и гениальных идеях:

Так и в случае с нами. 10 компаний должны были применить одинаковую схему, и всего одна компания должна была применить ее успешно — это мы. Это просто статистическая вероятность, а не уникальная стратегия, которую мы придумали. Каждый раз, когда мы принимали какое-то решение, у нас практически не было альтернатив.

У нас не было плана, не было доски, на которой были бы нарисованы схемы «если мы сделаем так, то получится так». Не было уверенности в принимаемых решениях, и до сих пор ее нет. Согласно эффекту Даннинга-Крюгера, чем умнее человек, тем больше он сомневается. Я считаю себя умным, поэтому я ни в чем не уверен. Единственное, в чем я уверен, это в том, что надо проверять на практике разные идеи и давать им срок. Все инициативы мы сверяем с принципом SMART. Каждой идее я даю максимум год — если цель не достигнута, мы закрываем задачу. Это позволяет нам часто пробовать новое.

Когда мы пробовали самоуправление, мы не знали, что строим бирюзовую компанию — мы таких слов даже не слышали. Но оказалось, что это работает. Хотя ситуации, когда моя команда принимает неверные решения, возникают каждый день. Люди, которые сейчас занимают посты гендиректора или членов правления — не предприниматели, поэтому они принимают менее эффективные решения, чем принимал бы я на их месте. Но это не означает, что компания будет более прибыльной, если я верну власть себе. «Доктор» растет на 60% уже пятый год подряд, я получаю дивиденды. Мне страшно что-либо менять, это будет неправильно.

Когда я смотрел, как тренировали сборную России перед ЧМ по футболу, тоже думал, что это делали не очень хорошо, и хотел вмешаться. И представьте, что было бы, если бы я стал тренером сборной? Также и здесь — тому, кто смотрит со стороны, всегда кажется, что он умнее и знает лучше. Мне тоже кажется, что я умнее и опытнее, но этот же опыт мне подсказывает: работает — не трогай. Вот я и не трогаю.

Напишите нам
Поделиться
Вотсапнуть
Отправить
Подготовка текста статьи - Анна Винокур
Следующий сериал
Rubius 🖥️

Руководители никак не могли найти подходящий стиль управления бизнесом, помогла кардинальная смена рынка — из России в Америку и дальше.

Комментарии
подпишитесь по почте:
или в соц. сетях: