подписаться
Coffee Like ☕
Самая большая сеть кофеен в России.
История о том, как за пять лет компания выросла с одной до 400+ кофе-баров.

Аяз Шабутдинов Автор, Предприниматель

Стопроцентныйспособпроверитьсвоюбизнес-идею,которыммалоктопользуется

Это первый из пяти сториков – о переменах в бизнесе на примере . Сфера деятельности компании — Coffee Like.
Если в вашей организации тоже происходили изменения, заполните короткую форму в конце статьи. Мы будем рады рассказать о вашем опыте в этом Журнале.

Идея продавать кофе с собой возникла у студента Удмуртского государственного университета Аяза Шабутдинова в сентябре 2013 года. В это же время он познакомился с Зуфаров Гариповым, который планировал открыть такой же бизнес, и предложил ему стартовать вместе.

Молодые люди набрали команду: помощника, юриста и дизайнера, нашли помещение — им оказался ларек на остановке рядом с вузом Аяза, и сложив капиталы (по 66 тысяч рублей), переделали его под кофе-бар.

Чтобы открыться как можно скорее и проверить жизнеспособность проекта, начинающие предприниматели экономили буквально на всем: кофемашину взяли в аренду у «Юлиус Майнл», обязавшись закупать у них зерно, маркетингом служил блог Аяза «Вконтакте», а людей уговорили работать практически «за идею» (по крайне мере, на первых порах).


Первый состав команды Coffee Like за работой

«Перед открытием, мы покупали простые белые стаканчики и вручную криво-косо, как получится, клеили на них наклейки с логотипом», — поделился воспоминанием Аяз Шабутдинов, выступая на бизнес-форуме «Трансформация 4» 3 сентября 2018 года в «Олимпийском».

Я помню, как нас хейтели. Говорили, что у нас нет ни вкуса, ни дизайна. И что вся наша затея — самодеятельность

Первый кофе-бар заработал 11 ноября 2013 года. Второй — 20 ноября, третий — 6 декабря. К Новому году у Аяза и Зуфара было уже пять точек с кофе на вынос в Ижевске, одна партнерская точка — в Ульяновске (ее запустили всего за семь дней) и 32 партнера на стадии открытия в других городах.




Социальныйсети —новыекредитныеорганизации.Пруфна 30 миллионоврублей

Это второй из пяти сториков – о переменах в бизнесе на примере . Сфера деятельности компании — Coffee Like.
Если в вашей организации тоже происходили изменения, заполните короткую форму в конце статьи. Мы будем рады рассказать о вашем опыте в этом Журнале.

С основания Coffee Like Аяз вел блог «Вконтакте» и рассказывал обо всех победах и поражениях своей команды. Многим его идея нравилась, и они писали предпринимателю о том, что тоже хотят открыть кофе-бар.

Поэтому в декабре 2013 года Шабутдинов выложил пост о том, что за номинальную стоимость в 60 тысяч рублей любой человек, готовый рискнуть, может купить франшизу Coffee Like и открыть точку с кофе на вынос в своем городе (именно так у ребят и появились первые партнеры).

Эту фотографию Аяз Шабутдинов выложил в своем блоге в день открытия первого кофе-бара Coffee Like

К 15 апреля 2014 сеть Coffee Like включала в себя 100 кофе-баров по всей России, которые уже либо открылись, либо находились на стадии открытия. В том числе новые точки заработали в Екатеринбурге и Казани — и это спустя всего полгода после открытия первого бара в Ижевске.




Проклятиесупер-быстрогоростасетевогобизнеса

Это третий из пяти сториков – о переменах в бизнесе на примере . Сфера деятельности компании — Coffee Like.
Если в вашей организации тоже происходили изменения, заполните короткую форму в конце статьи. Мы будем рады рассказать о вашем опыте в этом Журнале.

В октябре 2014 года года Coffee Like стала самой крупной сетью кофе-баров в нашей стране: 121 точка. Но тут случилось страшное — упал рубль, и банки перестали кредитовать малый бизнес.

«Чтобы вовремя выполнять свои обязательства и пополнять склады, нам приходилось брать деньги у частных лиц под 60% годовых. А когда начали отказывать и они, нас очень сильно выручили подписчики моего блога», — рассказал Аяз Шабутдинов на бизнес-форуме «Трансформация 4».

Предприниматель выложил пост, в котором рассказал, что происходит в компании: на чем она зарабатывает, где теряет, и попросил его поддержать. Так некоторые подписчики стали инвесторами — дали Аязу займ под 18% годовых, а всего ему удалось привлечь 30 миллионов рублей.

Из-за быстрого роста (партнером Coffee Like мог стать кто угодно) в компании начались проблемы с качеством, и Аяз с партнером решили провести срез по кофе-барам во всей России на соблюдение корпоративных стандартов.

Предприниматели нанимали тайных гостей, которые проверяли стандарты в их собственных и партнерских кофе-барах по четырем пунктам: сервис, оформление, продукт и эмпатия клиента после посещения точки. В кофе-баре в Ростове-на-Дону продавали сигареты и журналы.

«После проверки за пару месяцев нам пришлось расторгнуть 50 договоров с партнерами, которые не соблюдали стандарты. При этом у каждого из них была возможность исправиться, но некоторые, даже те, кто работал с нами годами, предпочли сменить вывеску», — прокомментировал Аяз в видео «Как устроена компания, и почему я ее продал» на своем Ютуб-канале.

Партнеры выяснили, что точки, работающие по стандартам, имеют прибыль в два раза выше, и начали войну за их соблюдение. В том числе полностью отказались от маркетинга — за квартал 2015 года бюджет на продвижение сети Coffee Like, которая на тот момент включала в себя уже более 200 точек, составил 8 000 рублей. Вместо этого команда сконцентрировалась на повышении качества продукта, и их выручка не упала, она начала расти.

Тайных агентов на сайте компании набирают и по сей день:




Лучшиесотрудникиоднаждыуйдут:какподготовиться

Это четвёртый из пяти сториков – о переменах в бизнесе на примере . Сфера деятельности компании — Coffee Like.
Если в вашей организации тоже происходили изменения, заполните короткую форму в конце статьи. Мы будем рады рассказать о вашем опыте в этом Журнале.

В 2017 году сеть «встала на ноги», Аяз успел порадоваться тому, что все хорошо, как неожиданно его партнер и генеральный директор Coffee Like Зуфар Гарипов объявил о своем выходе из их общего бизнеса.

«Меня выручила папка с кадровым резервом, которую я веду с 2013 года. Тогда 31 декабря у нас забухал бариста, и мы потеряли всю предновогоднюю выручку, но я взял за правило вести досье на потенциальных кандидатов и описывать их сильные стороны », — объяснил Шабутдинов на бизнес-форуме «Трансформация 4» в Олимпийском.

Поэтому уже через два дня должность генерального директора Coffee Like занял Алексей Гусаков, который до этого работал в Like Центре. По словам Аяза в видео «Как устроена компания, и почему я ее продал», за год его управления сетью в ней открылось 140 новых кофе-баров.




На чтоделатьставку,еслидажеключевыесотрудникиподводят

Это пятый из пяти сториков – о переменах в бизнесе на примере . Сфера деятельности компании — Coffee Like.
Если в вашей организации тоже происходили изменения, заполните короткую форму в конце статьи. Мы будем рады рассказать о вашем опыте в этом Журнале.

В настоящее время в сети Coffee Like ежедневно замеряют 224 связанных между собой показателя. Делать это позволяет собственная ERP-система (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия), которую начали создавать в первые дни работы компании в 2013 году.

«Многие спрашивают, как все эти годы мы расходовали деньги, которые нам платили партнеры, и зачем привлекали дополнительные инвестиции. Ответ достаточно прост — мы создавали большую IT-платформу для управления бизнесом», — поделился Аяз на форуме «Трансформация 4».


Изначально предприниматели разрабатывали CRM-систему, которая в последствии стала ERP

ERP-система Coffee Like собирает и аккумулирует данные со всех кофе-баров сети. В ней можно получить информацию о выручке каждой точки, среднем чеке и популярных напитках, а также —— досье на каждого покупателя: сколько потратил в этом месяце, что покупал чаще всего, какие использует акции.

По состоянию на августа 2018 года сеть Coffee Like — это 408 кофе-баров в 102 городах и четырех странах. Выручка компании (с учетом партнерских денег) за 8 месяцев составляет 802 229 534 рубля. Идет активная экспансия за границу.

Шабутдинов продал ее за 200 миллионов рублей и по итогам сделки получил 151 миллион.




Напишите нам
Поделиться
Вотсапнуть
Отправить
Подготовка текста статьи - Виктория Вовк
Следующий сериал
Rubius 🖥️

Руководители никак не могли найти подходящий стиль управления бизнесом, помогла кардинальная смена рынка — из России в Америку и дальше.

Комментарии
подпишитесь по почте:
или в соц. сетях: