Критерии Готовности (DoD) определяют организационную гибкость

Большие организации используют Скрам как движок гибкости. Но часто при запуске Скрама команды начинают гнаться за скоростью и для этого ослабляют Критерии Готовности. Сами того не зная, они уменьшают гибкость своей компании. Почему это происходит, разберём с помощью системных диаграмм.

DoD определяют частоту релизов

Может быть, мне просто не везло, но в больших компаниях я не встречался со Скрам-командами, которые могли бы сами выпускать функциональность на рынок от начала и до конца (end-2-end). Тому есть много причин, например, большое количество архитектурных компонентов, функциональное фрагментирование организации, культура узких специалистов.

Чаще всего начальные Критерии Готовности оказываются слабыми, а объём работы Undone, которая необходима, чтобы выпустить функциональность в релиз, велик. Команды проходят Спринт за Спринтом, закрывая элементы Бэклога (PBI) согласно текущим Критериям Готовности, но перед релизом останавливают разработку и проводят ряд активностей по подготовке, которые называют стабилизацией. Есть и другой случай — работу Undone могут выполнять другие (смежные) подразделения, например, отдел нагрузочного тестирования.

Критерии Готовности (DoD) определяют организационную гибкость

Чем сильнее Критерии Готовности, тем меньше времени нужно на стабилизацию, тем чаще Команда сможет выходить в релиз. Если стабилизация и работа Undone равны нулю, то Скрам-команда может релизиться каждый Спринт без задержек.

DoD определяют организационную гибкость

Чем чаще Команда может выходить в релиз, тем чаще Владелец Продукта может получать обратную связь от клиентов, тем больше знаний о рынке и доставленной бизнес-ценности. В соответствии с этими знаниями Владелец Продукта изменяет порядок элементов в Бэклоге. Это и есть организационная гибкость — когда мы устанавливаем интенсивный диалог между Скрам-командой и рынком.

Фактическая поставка ценности на рынок происходит только в момент релиза.

Благодаря тому, что усиление Критериев Готовности приводит к частым релизам и гибкости, Скрам-команда может бесконечно улучшаться, чтобы когда-нибудь начать поставлять фичи на рынок каждый день. Получаем усиливающую петлю:

Критерии Готовности (DoD) определяют организационную гибкость

DoD определяет качество обратной связи на Обзоре Спринта

Кроме выхода в релиз, Скрам-команда получает обратную связь от заинтересованных лиц на Обзоре Спринта. Но одно дело принести бумажный прототип и взять на него обратную связь, другое дело, когда функциональность демонстрируется на среде, максимально приближённой к боевой (Releaseable). Поэтому сильные Критерии Готовности и минимальный объём работы Undone напрямую влияют на получение знаний о рынке.

Критерии Готовности (DoD) определяют организационную гибкость

Выводы

  • Критерии Готовности определяют возможную частоту релизов и организационную гибкость.
  • Критерии Готовности определяют также качество обратной связи на Обзоре Спринта и, как следствие, полученные знания о рынке.
  • Скрам-команда может бесконечно совершенствоваться, усиливая Критерии Готовности.
  • Дизайн совершенства для Скрам-команды — поставка ценной функциональности для клиентов как минимум раз в Спринт без задержек.

 

Автор статьи

Меня зовут Илья Павличенко, и я — Аджайл Коуч в компании Unusual-Concepts. Также я сертифицированный Скрам тренер в Scrum.org Я ни минуты не работаю, потому что занимаюсь любимым делом. Скрам — мое хобби и моя жизнь. Хотите больше узнать о том, как стать эффективным Скрам-мастером и Владельцем Продукта? Приходите на мои Professional Scrum Master (PSM) и Professional Scrum Product Owner (PSPO) тренинги.

Scrum ON!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *