Почему выгодно обучать сотрудников, а не нанимать новых?

С течением времени Скрам-команда усиливает Критерии Готовности (DoD). Например, ранее Критерии Готовности не включали автоматические тесты или нагрузочное тестирование. Теперь Скрам-команда должна решить, как ей это сделать, потому что часто у сотрудников нет необходимых навыков и знаний для этого.

Я знаю лишь два способа, как можно расширять навыки и компетенции Команды. Первый — объявить Владельцу Продукта о том, что нужного навыка нет и попросить его нанять специалиста с рынка. Второй — нарастить компетенцию силами самой Команды, даже если это займёт некоторое время. Чтобы понять, какой из способов выгоднее, давайте воспользуемся помощью системных диаграмм (Causal-Loop Diagrams).

Быстрое решение: нанять сотрудника

Итак, представим, что перед Командой стоит вызов — нехватка компетенций. Быстрым решением в этой ситуации будет найм нового сотрудника с рынка. За найм нового сотрудника мы платим цену — зарплату, что повышает стоимость Команды. В конце концов, найм разработчика недешёвое удовольствие.

Почему выгодно обучать сотрудников, а не нанимать новых?

Компании выбирают этот путь, потому что в них создана культура узких специалистов. Дизайн организаций скроен так, чтобы отбить у людей всякую охоту учиться. На людей навешивают KPI, которые привязаны к их текущему уровню навыков, и не дают времени, чтобы изучать новое.

Почему выгодно обучать сотрудников, а не нанимать новых?

Также при найме размер Команды увеличивается, и усложняется общение между ними. Это можно проверить, посчитав количество линий коммуникации по формуле N × (N − 1) ÷ 2, где N — число людей в Команде. Для Команды из семи человек их будет 21, но для Команды из 13 человек линий коммуникаций будет уже 78! Недаром рекомендуемый размер Команды Разработки — от шести до девяти человек.

Добавление новых и новых людей каждый раз — путь в тупик. С одной стороны, может не хватить финансовых ресурсов для этого, с другой, сложность коммуникации и синхронизации такой большой группы людей будет чрезвычайно высока. Большие команды очень неэффективны.

Фундаментальное решение: обучить Команду

Фундаментальным решением задачи будет обучение Команды. В этом случае мы не добавляем новые ресурсы и не нанимаем нового сотрудника, повышая расходы.

Почему выгодно обучать сотрудников, а не нанимать новых?

При обучении Команда становится более гибкой, потому что в ней появляются один или несколько специалистов, разбирающиеся сразу в нескольких областях. Есть много полезных практик для этого:

  • самостоятельное обучение;
  • тренинг;
  • менторинг со стороны эксперта;
  • участие в профильных сообществах (CoP);
  • практика с Путешественником — в Команду на целый Спринт приходит внешний эксперт, задача которого обогащать знаниями Команду;
  • парное программирование;
  • моб-программирование — Команда, передавая друг другу клавиатуру, осваивает навык вместе.

Возможно, пройдут месяцы, прежде чем вы заметите эффект от обучения. Более того, возможно кратковременное проседание в производительности Команды. Но я надеюсь, мы с вами целимся на долгосрочную перспективу. С другой стороны, где гарантия того, что сможете быстро нанять специалиста с рынка? Возможно, на это тоже уйдут месяцы. К этому времени Команда, которая учится, уже будет самоходной.

Почему выгодно обучать сотрудников, а не нанимать новых?

Обучение Команды будет особенно эффективным, если все сотрудники будут сидеть в одной комнате. Желательно за одним большим столом. Согласитесь, что гораздо легче учиться, если нужный эксперт доступен и находится в шаговой доступности! Не менее важна и стабильность Команды. Хочется, чтобы она сохраняла свой состав на протяжении как минимум нескольких лет.

Ключевые мысли

  • Есть два способа расширения компетенций в Команде — найм новых людей и обучение.
  • Найм нового члена Команды увеличивает размер Команды, количество линий коммуникаций, и плата за синхронизацию растёт нелинейно. Большие команды очень неэффективны.
  • Фундаментальное решение задачи — обучение Команды без увеличения её размера. Команда становится при этом более гибкой.

Полезная литература

 

Автор статьи

Меня зовут Илья Павличенко, и я — Аджайл Коуч в компании Unusual-Concepts. Также я сертифицированный Скрам тренер в Scrum.org Я ни минуты не работаю, потому что занимаюсь любимым делом. Скрам — мое хобби и моя жизнь. Хотите больше узнать о том, как стать эффективным Скрам-мастером и Владельцем Продукта? Приходите на мои Professional Scrum Master (PSM) и Professional Scrum Product Owner (PSPO) тренинги.

Scrum ON!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *