Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!
Хочешь читать реальные кейсы про российский бизнес? Жми сюда!

Скрамкакдвижокорганизационныхизменений


Когда люди обсуждают Скрам, то чаще всего возникает картинка выше: фреймворк и его роли, артефакты, события. Правила Скрама довольно просты, и они детально описаны в Руководстве по Скраму (Scrum Guide). Очевидно, что людей привлекают потенциальные преимущества Скрама (скорость, бизнес ценность и т.д.). Ко мне на открытые тренинги частенько приходят руководители компаний (в том числе и вне IT), которые, прочитав нашумевшую книгу Джеффа Сазерленда “The Art of Doing Twice The Work In Half The Time”, с нетерпением хотят как можно быстрее внедрить Скрам, чтобы получить обещанные бонусы. И кажется, что стоит лишь определить роли, пройти сертификационный тренинг – и дело в шляпе! К сожалению, это не совсем так, а точнее… совсем не так. И вот почему.

Другая сторона Скрама (“темная сторона луны”).
На самом деле схема выше наименее интересна. Есть другие картинки, которые, с моей точки зрения, более точно определяют, что же такое Скрам.
Свобода

Скрам для меня в первую очередь – свобода и творчество, освобождение от оков научного менеджмента, который считает, что каждый работник от природы ленив и, следовательно, рост производительности труда возможен лишь через принудительную стандартизацию орудий, условий и методов труда (отсюда и “функциональные колодцы”).

Скрам Команда – самоорганизованная и самоуправляемая единица, которая в идеале должна самостоятельно принимать решения по максимально широкому кругу вопросов. Назову лишь несколько:

Командная работа.

Командная работа в Скраме предполагает:

Кросс-функциональные и кросс-платформенные команды.

Большинство организаций построено вертикально или по “функциям” – департаменты и подразделения объединяют людей одной специализации (Marketing, Sales, IT/R&D, Compliance). Внутри каждого “функционального колодца” выделяется линейный менеджер. R&D или IT обычно имеют еще и свои внутренние колодцы (Development, Testing, Analysis, Component 1. Component N). Подобная структура оптимизирована под максимальную утилизацию ресурсов (“efficiency”), но имеет мало общего с бизнес гибкостью и адаптивностью организации (“effectiveness”), так как для создания ценности для внешнего клиента необходимо кросс-функциональное и кросс-платформенное взаимодействие нескольких подразделений. Часто это влечет за собой расформирование функциональных подразделений и переход к Feature командам.

Инкрементально-итеративная разработка.

Инкрементально-итеративный подход предполагает, что финальный продукт рождается в результате многочисленных экспериментов и получения обратной связи от конечных пользователей и заинтересованных лиц. Итеративность предполагает изменения того, что было сделано на предыдущих шагах. Это автоматически значит изменение правил игры и уход от Fixed Scope-Price-Time контрактов и переход к прямому взаимодействию бизнеса с разработкой (Customer Collaboration over Contract Negotiation). Влечет ли это за собой потенциальные организационные изменения? Скорее всего.

Эмпирический контроль процессов.

В конце каждого Спринта команда создает “готовый” Potentially Shippable Product Increment (PSPI). Таким образом Владелец Продукта получает бизнес гибкость и может в любой момент принять решение о выводе продукта на рынок. А еще появляется прозрачность – заинтересованным лицам понятно текущее состояние продукта и прогресс в разработке. Часто прогресс неудовлетворительный и это ОК – можно досрочно прервать разработку продукта и направить оставшийся бюджет на другие инициативы (“однозначный успех!”).

Самое важное – не обвинять Скрам в том, что он просто подсветил существующую вариативность в разработке, и уйти от желания скатиться в уже знакомую игру под названием “выигравший-проигравший” или Fix-Price Contract с атрибутами вроде “Commitment” и отсутствием прозрачности.

Пример изменения организационной структуры при внедрении Скрама.
Хочу поделиться примером успешного внедрения Скрама в небольшой продуктовой организации до 200 человек. До внедрения Скрама организационная структура была довольно типичной и состояла из большого количества функциональных подразделений (см. на картинку ниже) с типичными “болячками” подобной структуры:


Теперь внимание – организационная структура компании после внедрения Скрама (см. на картинку ниже):

Изменения в организационной структуре:

Произошедшие структурные изменения стали возможны, в первую очередь, благодаря ультимативной поддержке владельца компании, большому терпению (трансформация заняла более полугода), поддержки людей на местах и.. чувству юмора 🙂 И это, конечно, отдельная история, заслуживающая своего блог-поста.

Так что же такое Скрам?

Скрам – двигатель организационных изменений, который помогает компаниям становится более гибкими и адаптивными. Правильное внедрение Скрама в организации влечет за собой НЕИЗБЕЖНОЕ изменение организационной структуры, ее упрощение (“уплощение” 🙂 или “блинизация” ) или de-scaling.

Если ваша организационная диаграмма не изменилась после внедрения Скрама, то возможны 2 варианта:

Илья Павличенко Аджайл Коуч Unusual-Concepts

Поделиться
Вотсапнуть
Отправить
Ещё по теме
Андрей Толмачев собрал статьи о Скрам-мастерстве, управлении продуктами и техническом совершенстве. О пяти важных элементах Скрама, на которые обычно обращают мало внимания Как извлечь из Обзора Спринта больше пользы с помощью техники «Базар» Хорошее объяснение аспектов роли Владельца Продукта Как ориентировать продуктовые роудмапы на результат Джон Коулман делится полезными ссылками для тех, кто хочет разобраться в системном моделировании и использовании CLD-диаграмм на Ретро и не только Гюнтер Верхейен о ДНК Скрама и метафоре House of Scrum (по аналогии с House of Lean) Стив Траппс делится впечатлениями от нового тренинга Professional Scrum Master II, или как его еще называют, Advanced Professional Scrum Master Восемь качеств эмоционально осознанного Скрам-мастера Юрген Аппело о том, с чего начинаются инновации Джошуа Кириевски о том, чему можно поучиться у великих комиков и как это связано с принципами Modern Agile «В Руководстве по Скраму говорится...» — о догматизме при ответах на вопросы Каким не должен быть ваш MVP
Скрам-мастера сейчас нужны, но хороших специалистов мало. И это прекрасный шанс закрепиться в профессии. Посмотрим, зачем в неё идти, кому придётся сложнее и чему стоит обучаться.

Зачем идти в Скрам-мастера

Скрам используют в условиях многозадачности, неопределённости, постоянных инноваций, когда традиционные способы управления неэффективны. Поэтому Скрам-мастер не типичный менеджер. Сотрудников он учит работать по новым правилам и наслаждаться процессом, а компании помогает перестраиваться и регулярно выпускать работающий Продукт.
Меня привлекли человечный подход, ставка на живое общение и постоянное стремление увеличивать ценность. До этого работал менеджером проекта, и разница на лицо.
Денис Сальников из N26 В Скрам-мастера стоит идти, если вы хотите помочь сотрудникам профессионально развиваться и вместе улучшить процесс работы, — у вас будет достаточно влияния, чтобы бросить вызов устаревшей системе управления. Ещё эта роль подойдёт тем, кто хочет выпустить передовой Продукт, — Скрам-мастера больше всего нужны инновационным компаниям.
Я пришла в новый отдел маркетинга, что помочь производителю программного обеспечения освоить рынок b2c. В компании уже был заметен Аджайл, но не было маркетинга как такового, и никто не знал, как маркетологам использовать Скрам. Я стала кем-то вроде проводника знаний о фреймворке.
Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Если вам нравятся правила Скрама или вы хотите попробовать его в своей отрасли, тогда вперёд. Осталось разобраться, каково вам будет в новой роли и как её освоить.

Кому проще, а кому сложнее освоить роль

Скрам-мастер постоянно сталкивается с сопротивлением. Помогать сотрудникам профессионально развиваться — здорово на бумаге. На практике не все люди осознают, что им хотят помочь, и меняться ради того, чего не понимают, они не готовы. Поэтому Скрам-мастер отводит большую часть времени на работу со старыми убеждениями, и навыки нужны соответствующие.
Нужны терпение и навыки фасилитации. Скрам-мастер не может дать ответ напрямую — только подвести к нему.
Лана Сан из AGILE CAFÉ 敏捷教育訓練中心 Скрам-мастером стать проще, если вы уже были неформальным лидером в коллективах. Сможете разрешить конфликт любой сложности: с отдельными сотрудниками, между Командой или в компании. Проще будет и оптимистам, которые не боятся изменений. Действия Скрам-мастера дают результат не сразу, и вашего запала должно хватить, чтобы довести всё до конца.
Большая часть работы Скрам-мастера — развитие коммуникаций, и ему пригодится умение договариваться со всеми в формате win-win.
Михаил Скляренко из «Моего дела» Скрам-мастером стать сложнее, если вы не айтишник и не эйчар. Тренер Unusual Concepts Сергей Лобин советует найти опытного коллегу в качестве ментора. Ещё сложнее придётся людям, которые любят контролировать каждый шаг Команды.
Людям с сильным эго и глубокими техническими познаниями труднее всего воздерживаться и не влиять на принятие всех решений.
Денис Сальников из N26 Если вы обладаете подходящими качествами или ваши качества хотя бы не усложнят работу, осталось воспользоваться одним — готовностью учиться.

Чему стоит обучаться

Скрам-мастер — это практик, коуч, фасилитатор. Он обладает и другими навыками, но развивается прежде всего в трёх направлениях.
Практика нужна, чтобы строить Скрам в компании, фасилитация — чтобы хорошо проводить встречи, а коучинг — чтобы лучше работать с людьми.
Андрей Редин из «Альфа-Банка» Обучаться правилам Скрама — обязательное условие. Иначе вы не сможете оценить, насколько строго их соблюдают, и не сделаете компанию гибкой. В процессе обучения важно усвоить ценности Аджайла, чтобы знать, когда от правил Скрама можно отступить в пользу Продукта. Обучаться можно у аккредитованных тренеров. Это необязательно, но существенно увеличит шансы сдать экзамен и получить международный диплом.
Нельзя рассчитывать, что знание наизусть Руководства по Скраму без усвоения ценностей Аджайла поможет стать хорошим Скрам-мастером.
Михаил Скляренко из «Моего дела» Обучаться коучингу можно в Международном Эриксоновском Университете или на тренингах. Есть тренинги по конфликтологии, бюджетированию — все они расширят ваш кругозор. Обучаться фасилитации стоит у крутого фасилитатора. Сергей Лобин советует Дмитрия Лазарева.
Умению слушать людей научиться тяжело. Но фасилитация ещё на старте поможет завоевать доверие сотрудников и компании.
Сергей Лобин из Unusual Concepts Если вы уже обучены, поищите стажировку. В каждой компании свой Скрам, и чем больше увидите, тем лучше поймёте суть. Говорят, в «Альфа-Банке» уже пробуют стажёров. Можете устроиться и в штат. Полноценную роль Скрам-мастера предлагают в крупных компаниях. Спасибо Денису Сальникову, Лане Сан, Михаилу Скляренко, Андрею Редину и Сергею Лобину за помощь со статьёй.
Комментарии
» Как жить, если Бэклог Продукта похож на винегрет Блог о проактивном бизнесе, 20 июня 2017

[…] которые учатся использовать Скрам, как инструмент для организационной гибкости. Недавно я заметил закономерность: если команда […]

Илья, 01 июня 2017

Дмитрий, я просто уверен в этом ))) Скрам сам по себе является инструментом культуры. Уверен, что со временем такие компании могут стать менее авторитарными и более прозрачными.

Дмитрий, 18 апреля 2017

ВОЗМОЖНО ЛИ ВНЕДРЕНИЕ СКРАМА В ГОС КОМПАНИЯХ РОССИИ, КОТОРЫЕ ГЛУБОКО НЕ ПРОЗРАЧНЫ И МЕТОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КОТОРЫХ КРАЙНЕ АВТОРИТАРНЫ?

Илья Павличенко, 21 декабря 2016

Привет, сделаю )) А до тех пор смотри в сторону Perfection Vision в LeSS. И Feature Map.

Станислава, 20 декабря 2016

Хотим новую тему статей! Как сделать клевый скрам там, где уже делают хороший скрам? Очень нужно!!! =)

Подпишитесь на нас:
Телеграм Группа в фейсбуке