Эволюция развития Скрам Мастера

CollectionSM-750x183

Перевод оригинальной статьи Рона Еринги.

Эволюция роли Скрам-мастера.

Что нужно для того, чтобы стать хорошим Скрам-мастером? Как вырасти в этой роли? Если вас интересует ответ на один из перечисленных вопросов, тогда наша статья именно для вас.

Успешный скрам.

Последние десять лет я помогал организациям внедрять Скрам. Некоторым компаниям так и не удалось извлечь настоящую пользу от Скрама (высококачественные продукты с максимальной бизнес ценностью и, как результат, довольные заинтересованные лица).

С моей точки зрения существует прямая связь между скоростью/успехом внедрения Скрама и уровнем компетенций Скрам-мастера.

Схема эволюции Скрам-мастера.

Так кто же является идеальным кандидатом на эту роль: менеджер-проекта, тимлид или кто-то из участников Команды Разработки? Должен ли он обладать техническими навыками или уметь управлять людьми?

BenefitsSM

Ответить на эти вопросы не просто. Я предлагаю вам следующую схему, описывающую стадии эволюции Скрам-мастера:

Чем более зрелым становится Скрам-мастер, тем выше та потенциальная польза, которую он приносит организации. Каждая версия является усовершенствованием предыдущей и включает в себя все ее свойства.

Клерк

TheClerk-300x300Зачастую, внедряя роль Скрам-мастера первый раз, организация начинает с одного из участников Команды Разработки (он может иметь опыт тимлида). Поскольку он зарекомендовал себя в некоторых вопросах управления людьми, мы считаем, что этот парень может легко справиться с некоторыми дополнительными заданиями («Быть Скрам-мастером — дело несложное, так ведь?»).

Изо дня в день клерк выполняет большое количество административных задач, таких как обновление Бэклога Спринта, графиков Burndown/Burnup, подготовка к Планированию Спринта и т.д.

От клерка можно ожидать немногого, поскольку в основном он сфокусирован на своей основной работе и правой части Аджайл Манифеста (инструменты, процессы, документация и т.д.).

 

Кукловод

ThePuppetMaster-300x300Кукловод знает о ценностях манифеста (работающий программный продукт, сотрудничество, взаимодействие и готовность к изменениям). Он понимает, как механизмы Скрама могут помочь ему в достижении этих ценностей.

Он пытается тянуть за разные ниточки, чтобы заставить членов команды двигаться в правильном направлении: каждый обязан соблюдать правила Скрама. Часто это приводит к механическому внедрению, когда у команд есть все необходимые события, роли и артефакты Скрама, но они не живут ими.

Поскольку кукловод все еще поддерживает команду в выполнении технической работы, у кукловода часто не хватает времени на то, чтобы сосредоточиться на чем-то еще, кроме его собственной Команды Разработки.

 

Организатор

TheOrganizer-300x300В отличии от клерка и кукловода организатор сумел обучить свою команду ценностям Скрама (преданность, фокус, открытость, уважение и смелость). Он пришел к пониманию того, что выполняя весь комплекс технических работ самостоятельно, он тем самым фактически не дает своей команде обучаться (другие герои не нужны, когда у тебя есть Супермен).

Поэтому вместо того, чтобы быть Суперменом, он отходит в сторону. Он старается делать все для того, чтобы команда самостоятельно выполняла работу («Нам не нужны ниточки, чтобы заставлять кукол двигаться!»). В результате он может сосредоточиться на обучении людей Скраму. Он делает все для того, чтобы люди жили ценностями Скрама. Организатор фокусирован на том, чтобы все Скрам события приносили желаемый результат. Также он собирает метрики. Таким образом, люди могут начинать действовать на основании фактов, а не опираясь на интуицию. Хотя организатор сам действует в соответствии с ценностями Скрама, его команда все еще только учится этому. Команда все еще нуждается в его постоянном внимании.

 

Коуч

TheCoach-300x300Команда разработки, у которой есть коуч, способна самостоятельно работать в Скраме. Иногда механически, но в целом они действительно начинают жить ценностями. В результате у коуча появляется достаточно ресурсов, чтобы сосредоточиться на Владельце Продукта и внешней среде (заинтересованные лица, менеджмент и т.д.) Коуч способен оказывать влияние на других, в то время как организатор применяет знания только для себя. Он обладает навыками эмпатии, может увлекать и заражать людей идеями. Также коуч помогает сделать первые шаги в выбранном направлении, открывать новые точки зрения и развивать их. Помимо использования метрик для принятия решений, коуч начинает прислушиваться к собственной интуиции. Постепенно его внимание смещается от команды в сторону организации. Однако у него не всегда получается находить общий язык с менеджментом и другими отделами организации (маркетинг, продажи, операции и так далее).

 

Советник

TheAdvisor-300x300Советник выступал в роли коуча для большого количества команд в прошлом. Ему удалось создать/запустить успешные Скрам-команды. В результате его внимание сместилось в сторону организации. Он устраняет препятствия на организационном уровне. Он использует метрики, но в большинстве случаев действует по наитию. Советник помогает расти новым Скрам-мастерам с более низких ступеней эволюционного развития. К нему часто обращаются менеджеры с просьбой помочь разрешить сложные вопросы. В организации со сложными, крупными продуктами советник обычно является Скрам-мастером для нескольких Скрам-команд (в Нексусе он также может быть Скрам-мастером для команды интеграции).

Несмотря на то что он много знает об организационной динамике, у советника все еще не в полной мере получается сделать организацию более гибкой.

 

Эксперт

Yoda-300x300Экспертный Скрам-мастер – это преданный идеям Скрама человек с максимально развитыми компетенциями. Он использует свою неосознанную компетентность и интуицию для консультации/коучинга остальных в принятии решений. Эксперт может работать в любой части организации. Он дает советы менеджерам, специалистам по работе с персоналом. Он ведет организацию к большей гибкости. Эксперт помогает создавать новые правила и стандарты. Некоторые эксперты все еще остаются частью Скрам-команды. Такие команды обычно отличаются высокой производительностью, отличными навыками и становятся примером для других команд в организации. Эксперты часто называют себя Аджайл Коучами. Они выступают на различных конференциях и часто являются уважаемыми членами сообщества экспертов. К сожалению, многие организации не ценят в достаточной мере таких экспертов или не понимают, как их мотивировать. Если они покидают место работы, очень тяжело заполнить тот вакуум, который они оставляют после себя.

 

Если вам понравлсь графика и вы хотите скачать персонажей, то перейдите по ссылке.

А какие ваши мысли по поводу предложенной схемы эволюции роли Скрам Мастера?

Что бы добавили вы?

С нетерпением ждем ваших комментариев.

2 комментария on “Эволюция развития Скрам Мастера”

  1. Станислава:

    Я бы добавила некоторые плюсы в каждую из этих позиций. Пока не читала оригинал (наверно там так же, до сих пор мне не приходилось огорчаться качеству переводов от Unusual Concepts), из этого текста появляется ощущение, что ты делаешь хорошую работу, только когда доходишь до последней ступени, а мы все знаем, что это не так. Плюсы в целом указаны, но не подчеркнуты, не обращено на них внимания (как мне кажется). Статья с такими плюсами стала бы более мотивирующей или … вдохновляющей =) А вообще — спасибо, конечно. Пойду предложу поговорить об этом на скрам гильдии


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *