Разговор в стиле Learning 3.0

 

learning3-644deef49928cef9a5a3aeb3ecefd5c13ac8e380fe19111e35fb450616cea5a9Перед вами стоит нетривиальная задача и решение представляется совсем неоднозначным. ?

Ваша команда столкнулась с проблемой и вы пробовали найти ответ у экспертов? Увы, безуспешно?

Вы хотите провести эффективную Ретроспективу и активно ищите свежий формат?

Вы хотите организовать мероприятие, целью которого был бы активный обмен знаниями и опытом?

Тогда этот блог-пост для вас. Поехали 🙂

Что такое Learning 3.0

Learning 3.0 — концепция возникающего (emergent) знания, которое актуально, когда проблема настолько запутанна, что привлечение стороннего эксперта не знакомого с контекстом не дает желаемых результатов. В запутанных средах человеческий фактор настолько весом, что практики, являющиеся лучшими для одних команд/организаций, вполне могут быть наихудшим выбором для других. Learning 3.0  — концепция, предполагающая, что ответ на вопрос может родиться только как результат совместного (co-creation) обмена знаниями/идеями в стиле peer-to-peer. Более детально про Learning 3.0 читайте в книге How Creative Workers Learn. Также масса полезностей есть на сайте Learning 3.0.

Ключевой инструмент в концепции — Learning 3.0 Canvas.

Как работает Learning 3.0 Canvas.

learning

Что? Новый канвас? Вы с ума сошли? Ага. Знаю, за последние годы появился целый “зоопарк” канвасов — канвасы для фасилитации, бизнес моделей, стартапов, мойки посуды и пр. Поверьте — этот работает. 🙂 За него ручаюсь.

Алгоритм работы с Learning 3.0 Canvas.

Подготовительная работа.

  • Прежде всего, образуем группы не более 5-6 человек в каждой. У каждой команды должен быть свой фасилитатор знакомый с Learning 3.0 Canvas.
  • Определяем проблему, над которой будет работать команда. Обычно я даю 1-2 минуты на молчаливый штурм, во время которого каждый индивидуально пишет на стикере свою самую важную проблему, а затем еще 2-3 минуты на то, чтобы команда коротко выслушала каждого.
  • Голосуем за самую важную проблему. У каждого есть по 2 голоса, голосовать за свой стикер нельзя. Если победитель не выявлен, то переголосовываем за проблемы, набравшие максимальное количество голосов.

Итак, проблема и ее автор выявлены, с чем я вас и поздравляю. Двигаемся дальше.

20160714_194809

 

Решаем проблему с помощью Learning 3.0 Canvas.

  • Problem/Symptoms. Исследуем вопрос. Группа задает вопросы автору проблемы и получает ответы. Нельзя критиковать, предлагать решения. Мы лишь изучаем.
  • Expected Results. Фасилитатор помогает автору проблемы нарисовать идеальную картину будущего, где решение найдено. Приветствуем позитивные формулировки.
  • Anecdotes. Приглашаем группу поделиться историями из собственного опыта, которые так или иначе связаны с заявленной проблемой. Важно не предлагать решения, а обращаться к своему опыту.
  • Ideas. Какие еще идеи могут быть полезны для решения? Возможно, это книга, которую кто-то из группы прочел неделю назад или оригинальная мысль, которая только что пришла в голову.
  • To Try. Здесь мы даем возможность автору проблемы объединить услышанное и выбрать несколько экспериментов для решения проблемы. Отведите данной секции достаточное время.

Итоговый канвас может выглядеть примерно так:

20160714_202127 (1)

Что дальше?

Экспериментировать и отслеживать результаты своих экспериментов. В конце концов, Learning 3.0 Canvas — не панацея, а лишь инструмент, который при правильном применении “правильными” людьми поможет вам накидать одну или несколько гипотез для проверки.

Learning 3.0 — одна из свежих концепций, и моя благодарность не будет иметь границ, если вы поделились ВАШИМ опытом использования. Договорились?

Scrum ON!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *