Эпидемия Аджайла или удачи нам всем!

b11fee84a903fe01eace336b8e6de_3-ki-01_175-izo-17_fmt

Эпидемия Аджайла.

Один из моих любимых советских фильмов — «Мы из джаза». И есть в нем интересный момент, когда джаз-банд под руководством Кости выступает перед комиссией, играя замечательную и запоминающуюся мелодию. Джаз-банд Кости «срезали» следующими словами:

Это черт знает что происходит… Эпидемия какая-то. Просто все кому не лень называются себя джазом. Появились джазы лилипутов, домохозяек, цыганский джаз. Но это, по-моему, шутовство, какое-то… Нет, если не остановить этот мутный поток, он неминуемо захлестнет настоящий джаз.

Надо сказать, что в случае с Костей это было несправедливо. Тем не менее, мне все чаще вспоминаются слова из фильма.

Да-да, мы очень благодарны Герману Оскаровичу. Впервые на постсоветском пространстве человек подобного уровня произнес слова «Аджайл» и  «Скрам» вслух, задав новый тренд. Коллеги из Украины и Белоруссии в личной переписке с радостью делятся тем, что на тренинги зачастили ребята из национальных банков. И это здорово! На процессы, которые сейчас происходят в России, смотрят и ориентируются многие страны постсоветского пространства. Те, кто в подполье внедрял гибкие процессы в компаниях, теперь «на коне», ведь Аджайл официально разрешен.

Ложка дегтя в бочке, как отреагировал рынок.

И рынок отреагировал ожидаемым образом. Как известно, спрос рождает предложение. Хочу поделиться своими наблюдениями.

  1. Знакомый, занимающиеся профессиональным коучингом, рассказывает о том, что в профессиональных чатах люди вдруг задергались, пытаясь выяснить, что же такое Аджайл. Все дело в том, что в словосочетании «Аджайл Коуч» есть слово «Коуч». Должен сказать, что коучинг — лишь один из многих навыков, которым должен обладать настоящий Аджайл Коуч. И чаще всего — не самый главный. Если бы мы ходили по компаниям и задавали лишь вопросы, то нас бы давно уволили. 🙂 Аджайл Коуч —  в первую очередь консультант в области организационных изменений (Business Agility) с сильными навыками коучинга, фасилитации, ГЛУБОКИМИ знаниями Lean Thinking, Complexity Thinking, гибких фреймворков (SCRUM, Kanban, XP и т.д.) и ОБШИРНЫМ опытом работы на командном и организационном уровнях. Чаще всего это люди, которые прежде в течение нескольких лет работали Скрам Мастерами в компаниях и уже набили огромное количество шишек, от чего их черепная коробка стала тверда. 🙂 О компетенции Аджайл Коуча я обязательно напишу как-нибудь в другом блог-посте.
  2. Появилось сегментирование на рынке — Скрам в Продажах, Скрам в Маркетинге, Скрам для лилипутов и домохозяек и пр. С одной стороны, ничего не вижу в этом плохого. Аджайл/Скрам движется в различные области. С другой стороны, «заглянув в приоткрытую дверь», не могу сказать, что мне понравилось то, что я там увидел. Много недопонимания и субоптимизации. Привожу пример — допустим, вы внедрили Скрам в отделе Продаж на мебельной фабрике. Ух, как круто! Представим, что продажники действительно «запрыгали» и стали продавать в несколько раз больше. Эм… Но вот только продажи, маркетинг — чаще всего лишь небольшой кусок большого Value Stream. Производство не справляется с резко возросшими запросами компании. Образуется очередь из невыполненных заказов, бизнес начинает давить на цех с требованиям «работать быстрее». И они действительно начинают быстрее собирать мебель, понижая качество. Следует вопрос — а зачем вы берете работы больше, чем можете сделать? Типичный пример того, когда отсутствие «холистического» подхода (принцип «optimise the whole») может породить проблемы. И еще — Скрам не меняется от того, что он применяется в Продажах, Маркетинге, на мебельной фабрике и прочее. Остаются в силе все правила и принципы, описанные в Скрам Гайде и ценности Скрама и Аджайл Манифеста. Нужно лишь понимать применение Скрама в сервисных командах.
  3. Когда меня раньше спрашивали о том, что необходимо для того, чтобы стать Аджайл Коучем, я начинал с того, что необходим большой опыт на уровне команд. Желательно, не менее нескольких лет. Еще год назад мои слова воспринимались нормально собеседниками. В этом году что-то изменилось. 🙂 Никто уже не хочет ждать 2-3 года, хочется «рубить бабло» здесь и сейчас. Совет «пойти и поработать пару лет Скрам Мастером» встречается с нескрываемым раздражением. Меня это расстраивает. Рынок требует большое количество Аджайл Коучей… и они появляются… соответствующего качества.

Чего не хочется!

Резюмирую. Почему я вообще написал эту статью, которая прийдется по вкусу далеко не всем!

  • Не хочется, чтобы через пару лет тот же Греф, выступая на очередном Гайдаровском форуме, заявил, что «пробовали мы этот Аджайл, не пошло…». А затем рынок опять пуститься без оглядки в погоню за следующей «серебренной пулей».
  • Не хочется, чтобы компании, которые сейчас вложатся в сомнительного качества образование и наймут «сырых» и не готовых к серьезным трансформациям Аджайл Коучей, стали через пару лет чураться слов «Аджайл», «Скрам».

Чего хочется!

  • Хочется, все-таки, чтобы большинство из стартовавших в стране трансформационных проектов завершились успехом. Я искренне желаю этого всем участникам рынка.
  • Хочу, чтобы все без исключения говорили «у нас в компании Аджайл образ мышления» вместо «мы делаем Скрам» или «мы делаем Канбан».
  • Хочу, чтобы в течение нескольких лет в России выросло новое поколение Скрам Мастеров/Канбан Мастеров, которыми мы сможем гордиться и которые затем станут великолепными Аджайл Коучами.

Удачи нам всем!

4 комментария on “Эпидемия Аджайла или удачи нам всем!”

  1. Станислава:

    Да, все верно. Хочется того, чего хочется, и не хочется того, чего не хочется. Со своей колокольни могу сказать, что в Европе в общем-то происходит то же самое (по крайней мере в Голландии).

    Отдельной мини-строкой — редактор пропустил некоторые опечатки и это жаль. Пусть в следующей итерации все будет лучше =)

    • Станислава, в Голландии чуток уровень другой. Опираюсь на то, что рассказывают нам наши тренеры Scrum.org. К примеру, там тренинги Professional Scrum Foundations (PSF) невозможно продавать, потому что начальный уровень в целом по стране пройден. В России же только начинаем.

  2. Илья, не совсем понял про Аджайл в продажах и маркетинге. Согласен с тобой полностью, что трансформацию Аджайл образа мышления следует проводить во всей компании и на всех уровнях: от ТОПов до самых низов. Но как и в любом проекте начинать это делать получается с небольших пилотных команд, а дальше, демонстрируя результаты для всей компании переходить на все остальные отделы и департаменты.
    То же самое можно сказать и про процессы Аджайл-трансформации только лишь в ИТ-подразделениях. Так как если ИТ будет жить согласно Аджайл ценностям и принципам, а все остальные департаменты в компании не будут — то мы получим такой же дисбаланс возможностей и желаний. Во всем должна быть гармония 🙂

    • Но как и в любом проекте начинать это делать получается с небольших пилотных команд, а дальше, демонстрируя результаты для всей компании переходить на все остальные отделы и департаменты.

      Супер, значит мы думаем одинаково. Говоря про Скрам в продажах и маркетинге. в каком Value Stream они находятся? Насколько они outcome-based и независимы и могут самостоятельно поставлять Business Value? Об этом я упомянул в блог-посте. Скрам, в первую очередь, о кросс-функциональных outcome-based командах, которые вбирают себя Value StreamЫ. Мне не интересны компонентные (или activity-based) команды продажников, маркетологов, тестировщиков, бизнес-аналитиков и прочее. Иначе это просто субоптимизация уже существующих в организации SILOs или функциональных делений или матричной структуры. Мы же хотим строить по максимуму горизонтальные Value-Outcome структуры. Можешь почитать об этом в книгах Agile IT Organization, Value Stream Mapping. Я предлагаю смотреть с макро-уровня организации, а не микро.

      И, понятно, я хочу видеть представителей Sales, Marketing в большой кросс-функциональной команде Владельца Продукта. И если они не приходят на Обзор Спринта — это фигово.

      То же самое можно сказать и про процессы Аджайл-трансформации только лишь в ИТ-подразделениях. Так как если ИТ будет жить согласно Аджайл ценностям и принципам, а все остальные департаменты в компании не будут — то мы получим такой же дисбаланс возможностей и желаний. Во всем должна быть гармония

      И здесь мы сходимся. Поэтому мы предпочитаем заходить «сверху» в компании, чтобы идентифицировать Value StreamЫ на макро-уровне (а это возможно только при поддержки Cx людей) и не заниматься субоптимизацией департаментов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *