Brainswarming вместо Brainstorming

Все началось со статьи Business Harvard Review, которая сразу заинтриговала своим провокационным названием «Why you should stop Brainstorming». Автор идеи Тони МакКафри предлагает инновационый метод генерации идей, который называется Brainswarming.

Без сомнений, классический вариант Мозгового Штурма имеет целый ряд недостатков:

  • Доминирование экстравертов, генерируют идеи те, у кого голос громче
  • Социальное давление, боязнь высказать вслух неординарную идею
  • Опасность «зацепиться» за одну идею и пойти в одном направлении
  • Относительно невысокая скорость, идея могут идти потоком, прерывать и блокировать друг друга

Интересный факт, но нет ни одного исследования с 1953 года, которое бы подтверждало преимущества мозгового штурма.

Интроверты креативны. С 1956 по 1962 год был проведен целый ряд исследований в университете Беркли, где исследовалась природа креативности. В исследовании участвовали представители разных профессий: архитекторы, математики, ученые, инженеры, писатели. Одним из самых интересных выводов этих исследований было то, что наиболее креативные представители перечисленных профессий оказались глубокими интровертами.

Эти исследования совсем не означают, что интроверты всегда более креативны, чем экстраверты, но по меньшей мере дают основание утверждать, что среди самых успешных представителей креативных профессий есть большое количество интровертов. (Quiet, Susan Cain)

Как вы думаете,  в IT индустрии есть интроверты?

Продуктивность и коммуникация. Целый ряд исследований показывают, что люди во многих случаях более продуктивны, когда работают в одиночестве вне офиса, когда их никто не отвлекает (подтверждается в том числе и личным опытом). С другой стороны, успешная командная работа невозможна без своевременной коммуникации и координации между людьми. В Скраме такой координационной встречей является Ежедневный Скрам. Необходим баланс. С одной стороны, для продуктивной работы необходима полная концентрация и фокус (одна из ценностей Скрама). Без фокуса невозможно войти в состояние потока. С другой стороны, нужна своевременная синхронизация активностей между членами команды, потому что есть вероятность того, что кто-то пошел неверным путем, или же нам нужна помощь от коллег. Готового рецепта нет, что и неудивительно для запутаннго домена.

Как проводить Brainswarming. Чтобы стартавать сессию Brainswarming мы предпринимаем такие действия:

  • Ставим цель перед участниками — задачу, решение которой мы хотим найти.
  • Делим пространство на 2 части: зону действий (Actions) и инструментов (Tools).
  • Объясняем процесс генерации идей. Каждый молча в течение заданного времени генерирует идеи и помещает их на стикере в любую из зон и строит граф. Если кто-то видит возможность объединить две идеи из двух зон – мы получаем решение (см. на рисунок ниже).

brainswarming-Tony-McCaffrey (1)

Как Brainswarming работает на практике. Я проводил несколько сессий и должен сказать, что это удивительно продуктивная практика. Мы проводили как «живые» сессии (стикеры, бумага, маркеры), так и электронные с использованием инструментов (например, RealTimeBoard). Особенно запомнились, конечно же, «живые» сессии. Энергия в команде просто зашкаливала, не хватало лишь  градусника для измерения креативности в помещении. Вы можете можете просмотреть короткий ролик, демонстрирующий одну из сессий.

 

Как сделать Brainswarming сессию более эфективной.

  • Инкубационный период – вместо 10-30 минут упражнения дайте команде несколько дней на «вызревание» идей. Пусть информация на доске (бумажной или электронной) собирается в течение нескольких дней.
  • Большая стена, маркеры и большие стикеры (желательно электростатические) дают преимущество команде. Большие буквы легче рассмотреть, поэтому лучше писать не ручкой, а толстым черным маркером.
  • Достаточное количество времени в том случае, если вы не используете инкубационный период (первый пункт). Я обнаружил, что сессии длительностью 15-30 минут наиболее продуктивны для поиска решений для сложных проблем. Используйте более короткие сессии для тривиальных вопросов или если хотите хорошенько «встряхнуть» или разогреть людей с помощью короткого таймбокса.
  • Обсуждение после окончания сессии. Имеет смысл собраться перед доской и спокойно обсудить, что же мы нагенерировали. Возможно, мы пропустили несколько вероятных решений. Имеет смысл получить обратную связь от участников сессии. Спрашиваем, что работало хорошо, как можно улучшить подобную сессию в следующий раз.

Почему Brainswarming работает. Мне кажется, Тони МакКафри удалось объединить  успешные ингредиенты в один метод и избавиться от недостатков, присущих классическому Мозговому Штурму:

  • Так как пространство генерации идей разделено на две части, это дает возможность людям концентрированно работать в любой из секций. Кто-то предпочитает смотреть на проблему с высоты (top-down thinking), а кто-то фокусируется на тех ресурсах, которые имеются под рукой (bottom-up thinking).
  • Использование графов дает структуру, позволяет строить идеи на идеях других людей.
  • Объединение индивидуальной работы (работаем в тишине) с ранней синхронизацией (лепим стикеры).
  • Возможность инкубационного периода, что позволяет идеям «вызреть».
  • Выравнивание людей вне зависимости от их психологического профиля.

brainswarming_collage

Где можно использовать Brainswarming. Ответ банален – в случае, если нам нужно решить проблему из запутанного домена. Таких проблем в работе Скрам Команды хоть отбавляй. Brainswarming — мощный фасилитационный инструмент для проведения ретроспективы, особенно если ваша команда состоит из интровертов. Пользуйтесь Brainswarming и он вас никогда не подведет.

Еще больше интересных инструментов и подходов можно найти в нашей FREE LeanPub книге «A Scrum Master’s Practical Toolbox» 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *